Процесс кондиционирования, как правило, ассоциируется с работающим на прохладу агрегатом, но как зимовать в отсутствие зелени, когда уличный воздух – это смесь вредных выхлопов и смога, разносимых холодным ветром, - как здесь не дать работать кондиционеру зимой. Устройство сможет и согреть помещение, и отфильтровать, и увлажнить воздух. В паспортах большинства настенных кондиционеров гарантируется безупречная работа при максимальном разбросе уличной температуры от -5 до +35 градусов Цельсия. -5 для российской зимы вообще не температура, а соответственно производительность тепла зимой может быть нулевой. Сразу оговоримся, что из списка рассматриваемых моделей исключим напольные и оконные варианты исполнения. Речь пойдет только о сплит-системах (настенных блоках, у которых компрессор выводится на улицу), автомобильных и потолочных кондиционерах. Основные проблемы при функционировании устройств зимой: • Снижение производительности. При низких температурах КПД кондиционера падает более чем на 50%. • Обмерзает теплообменник и ему не хватает мощности, чтобы полностью обеспечивать испарение хладагента. • В компрессор натекает жидкий хладагент (фреон) – это может вызвать полный отказ работы техники. Хладагент, натекший в компрессор может закипеть и вызвать гидравлический удар. (Компрессор кондиционера нужен для сжатия и подачи газа под давлением) • Замерзают дренажные воды (конденсат) Если конденсат не выводится по трубке наружу, он начинает течь по обмерзшему теплообменнику и попадать в помещение. • Лед и иней, образующиеся на поверхности компрессорного блока могут разрушить лопасти вентилятора. Все вышеперечисленное наталкивает на отрицательный ответ к вопросу «можно ли включать кондиционеры в зимний период?», но, оказывается, можно. Причем это вполне реально, даже с самым примитивным агрегатом. Нужно лишь докупить программу зимнего пуска, по-другому называемую низкотемпературным комплектом. Это сразу три приспособления: • Нагреватель стартера компрессора Он предотвращает возможные повреждения компрессора при низких температурах. То есть, как только компрессор останавливается, начинает работать нагреватель стартера. За счет этого хладагент перестает течь в картер, а значит, не вскипает, и масло не густеет. (Хладагент - это вещество, которое движется в замкнутой системе кондиционера. В процессе испарения он поглощает тепло – то есть понижает температуру, когда конденсируется, то тепло отдает, а значит, работает на обогрев помещения). • Манипулятор вентилятора. Это микропроцессор, который контролирует температуру конденсации и при понижении температуры снижает количество оборотов вентилятора. Последняя манипуляция позволяет предотвратить обмерзание. • Дренажный нагреватель. Третье устройство комплекта призвано предотвратить, то, что также мешает работе кондиционера в зиму, а именно образование ледяных пробок в трубке выводящей наружу конденсат. Они бывают в двух исполнениях: нагреватели, монтируемые внутри дренажа и монтируемые снаружи. Второй способ – сразу выбрать агрегат, способный обеспечивать теплом при температурах от -5 и до - 25 градусов Цельсия, а иногда и более низких показателях. 1. Режим Нeat Pump. Это система обогрева работающего зимой кондиционера на основе теплового насоса. С Нeat Pump можно не бояться что при минусовой температуре в компрессоре замерзнет масло, конечно если вы не решили установить кондиционер в условиях вечной мерзлоты. Масло даже в самом недорогом устройстве становится вязким только при температурах от -45 градусов Цельсия, а густеет в режиме от – 70 градусов! Кроме этого для перестраховки, в сплит-системах с Нeat Pump увеличивают емкости ванн для масла. Опасность не в загустении последнего, а только в намораживании льда на внешних деталях кондиционера. В этом случае может произойти механическое повреждение вентилятора. Чтобы его предотвратить, в системе с тепловым насосом предусмотрена функция разморозки внешней части (deIce function). В этом случае кондиционер, включаемый в режиме «обогрев» несколько минут охлаждает помещение и тем самым подводит к уличной своей части тепло для оттаивания льда. Когда все что наморожено растает, аппарат начнет заполнять помещение теплым воздухом. Недостаток Нeat Pump в том, что в режиме «обогрев» при минусовой температуре сжимается цикл Карно. (Цикл Карно́ — термодинамический процесс в идеале. Устройство, работающее в этом цикле выдает максимальный КПД). То есть кондиционер выдает низкий коэффициент полезного действия. К примеру, если включить поточный кондиционер на полтора часа, то отдаваемый им воздух будет теплее входящего не больше, чем на 1,5 градуса Цельсия. Это будет вызвано тем, что температура на улице зимой близка к температуре, при которой испаряется хладагент. 2. Система обогрева ТЭНами. ТЭН или трубчатый электронагреватель самое простое устройство, которое используется в кондиционерах с функцией обогрева, но с его наличием уже можно всерьез говорить о работе кондиционеров в зимнее время, причем безо всяких дополнительных приборов. Если кондиционер оснащен ТЭНом, его работа абсолютно не зависит от уличных градусов. Но у такого решения есть сразу 2 серьезных недостатка: • Больше чем в половине моделей кондиционеров ТЭНов нет; • На каждый киловатт мощности кондиционер с ТЭНом отдает всего 1 киловатт тепла, когда средняя пропорция это киловатт мощи к 4 киловаттам тепла. 3. Смешанная система - Heat Pump и ТЭН в одном корпусе. Получается, что "всепогодный" агрегат должен совмещать в себе оба устройства и запускать каждое, в зависимости от условий на улице. 4. Инверторная система. Инверторные кондиционеры могут работать при температуре за окном до -15 или даже – 25 градусов Цельсия не снижая КПД. Это происходит за счет того, что в устройствах с такой системой можно регулировать мощность компрессора. То есть когда температура в комнате достигает заданного режима, этот кондиционер не отключается, лишь снижает свои «обороты», а значит, заданная температура будет постоянной. Принцип: сначала переменный ток преобразуется в постоянный , приводится в требуемые параметры по току и напряжению и сразу же переводится в переменный. Такой способ позволяет компрессору не прерывать свою работу. Плюс, в инверторных кондиционерах изначально предусмотрен подогрев картера и трехслойный радиатор теплообменника за счет которого фреон быстрее конденсируется. Проверка работы систем кондиционера на морозе. Есть еще один вид кондиционеров, который зимой не используется, но требует периодического включения. Это автомобильные кондиционеры. Время от времени включать их нужно, чтобы «разогнать» по системе застоявшееся масло. Эти манипуляции позволят продлить срок службы устройства. Но в холод, уже, как правило, при -5 кондиционер, а именно его компрессор может отказаться включаться. В этом случае нужно хорошенько прогреть автомобиль в боксе. Еще чаще бывает, что, покупая машину, встает вопрос, как проверить кондиционер в зимнюю погоду, прямо на улице. Во-первых, нужно хорошенько протопить сам салон. Затем очень быстро установить на ручку климат контроля в синюю зону (low) и отжать, если необходимо, кнопку. Теперь остается проследить по тахометру то, как нагрузится мотор. Во-вторых, обследовать пространство под капотом с ультрафиолетовым фонарем. Дело в том, что хладагент светится в УФ-освещении. А присутствие подтеков хладагента в «подкапотье» или на подвеске могут рассказать о негерметичности системы, либо вообще о ее нерабочем состоянии.
По названию темы подумал что автор того немного, какая может быть работа кондиционера зимой, может у него борода, которая согревает в холода. А потом понял, что на обогрев может работать. Ну это если только в квартирах иногда на ночь ставить после работы, чтобы согреться если холодно, в домах на постоянной основе смысла ставить нет - чубайс еще миллиарднее станет за счет вашего бюджета, ибо цены на электричество растут, а эти кондиционеры жрут ого-го сколько.